Выходи на Орбиту Сети!орбита сети

    Иконопись Древней Руси

    Иконопись в Древней Руси была особым ритуалом, священным действом в прямом смысле слова. Поистине божественные работы появлялись на свет в результате единения художника-иконописца с Богом.

    Икона Умиление Божьей Матери

    Икона Умиление Божьей Матери, вероятнее всего, попала в Старую Руссу в качестве вклада в городской собор с одной из новгородских икон.

    Рамки художника, с одной стороны, заключались в строгом следовании каноническим предписаниям, но с другой стороны, в своей работе иконописец получал возможность достижения глубокого проникновения в образ иконографии и использования изысканных изобразительных средств для фокусировки на духовном предмете.

    Процесс написания иконы в Древней Руси был длительным и трудоемким. В начале выбирали материал: чаще это были деревянные доски из липы, на Севере - из лиственницы и ели, в Пскове - из сосны. Иконописцы редко выбирали дерево для своих работ, чаще им помогали деревщики и древоделы, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Большие иконы собирались из составных деревянных частей, при этом характер крепления также носил особую значимость.

    Особое внимание уделяли веществу грунта, способу подготовки поверхности, технологии изготовления красок и, наконец, уникальной последовательности письма. При написании иконы выбирали краски "темпера" - сухие порошковые натуральные пигменты на основе эмульсии из воды и яичного желтка. Грунтом служил "левкас", который приготовлялся из мела (или алебастра) и рыбьего (осетрового) клея. В начале иконная доска подвергалась промазыванием жидким горячим клеем, затем наклеивалась специальная паволока, которую внимательно притирал мастер ладонью. После того, как высохла паволока, наносили левкас различными приемами в несколько слоев. Далее поверхность левкаса тщательно выравнивалась (порой шлифовалась) или наоборот, создавался определенный рельеф, который позже золотили, чтобы выполнить "чеканку" по вызолоченному левкасу. Наконец, на подготовленной поверхности художник наносил рисунок - сначала первая прорисовка легким касанием угля из березовой ветки, затем вторая черной или коричневой краской. Здесь иконописец придерживался строгой последовательности письма: сначала золотили все необходимое (поля иконы, венцы, складки одежды, сияющий свет), затем выполнялось доличное письмо, т.е. живопись без лиц и не закрытых одеждой частей тела (утварь, строения, одежда, пейзаж). На заключительном этапе художник писал лики. В последствии готовое изображение покрывали специальным масляным лаком или "проолифливали".

    Нужно отметить, что каждому мастеру было свойственно применять собственную технику, которая обязательно вписывалась в концепцию иконографии, а также отражала период времени написания иконы. Только время могло изменить общую концепцию иконописания.

    Жизнь художника и его мастерство соединялись в момент написания иконы: в общении с божественным миром, художник употреблял пищу в выходной день, молился днем и ночью. В Древней Руси верили, что икона писалась "рукой Бога", поэтому казалось неуместным называть имя, чьими руками Бог воспользовался.

    • Предыдущая: Церковь покрытая травой (3 фото)
    • Следующая: Насир аль-Мульк - радужная мечеть в Ширазе

Иконопись Древней Руси

Иконопись в Древней Руси была особым ритуалом, священным действом в прямом смысле слова. Поистине божественные работы появлялись на свет в результате единения художника-иконописца с Богом.

Икона Умиление Божьей Матери

Икона Умиление Божьей Матери, вероятнее всего, попала в Старую Руссу в качестве вклада в городской собор с одной из новгородских икон.

Рамки художника, с одной стороны, заключались в строгом следовании каноническим предписаниям, но с другой стороны, в своей работе иконописец получал возможность достижения глубокого проникновения в образ иконографии и использования изысканных изобразительных средств для фокусировки на духовном предмете.

Процесс написания иконы в Древней Руси был длительным и трудоемким. В начале выбирали материал: чаще это были деревянные доски из липы, на Севере - из лиственницы и ели, в Пскове - из сосны. Иконописцы редко выбирали дерево для своих работ, чаще им помогали деревщики и древоделы, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Большие иконы собирались из составных деревянных частей, при этом характер крепления также носил особую значимость.

Особое внимание уделяли веществу грунта, способу подготовки поверхности, технологии изготовления красок и, наконец, уникальной последовательности письма. При написании иконы выбирали краски "темпера" - сухие порошковые натуральные пигменты на основе эмульсии из воды и яичного желтка. Грунтом служил "левкас", который приготовлялся из мела (или алебастра) и рыбьего (осетрового) клея. В начале иконная доска подвергалась промазыванием жидким горячим клеем, затем наклеивалась специальная паволока, которую внимательно притирал мастер ладонью. После того, как высохла паволока, наносили левкас различными приемами в несколько слоев. Далее поверхность левкаса тщательно выравнивалась (порой шлифовалась) или наоборот, создавался определенный рельеф, который позже золотили, чтобы выполнить "чеканку" по вызолоченному левкасу. Наконец, на подготовленной поверхности художник наносил рисунок - сначала первая прорисовка легким касанием угля из березовой ветки, затем вторая черной или коричневой краской. Здесь иконописец придерживался строгой последовательности письма: сначала золотили все необходимое (поля иконы, венцы, складки одежды, сияющий свет), затем выполнялось доличное письмо, т.е. живопись без лиц и не закрытых одеждой частей тела (утварь, строения, одежда, пейзаж). На заключительном этапе художник писал лики. В последствии готовое изображение покрывали специальным масляным лаком или "проолифливали".

Нужно отметить, что каждому мастеру было свойственно применять собственную технику, которая обязательно вписывалась в концепцию иконографии, а также отражала период времени написания иконы. Только время могло изменить общую концепцию иконописания.

Жизнь художника и его мастерство соединялись в момент написания иконы: в общении с божественным миром, художник употреблял пищу в выходной день, молился днем и ночью. В Древней Руси верили, что икона писалась "рукой Бога", поэтому казалось неуместным называть имя, чьими руками Бог воспользовался.

• Предыдущая: Церковь покрытая травой (3 фото)
• Следующая: Насир аль-Мульк - радужная мечеть в Ширазе